BeatWeekend в Красноярске
С 1 по 4 ноября 2013 года в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры, которую седьмой раз организует в нашем городе Фонд Михаила Прохорова, в «Доме кино» (пр. Мира, 88) будет представлена Параллельная программа, традиционно рассчитанная на широкую зрительскую аудиторию.
Ярким событием программы станут показы Международного фестиваля нового документального кино о музыке и современной культуре Beat Film Festival. Региональные гастроли фестиваля получили название Beat Weekend, в его программу вошли пять наиболее важных и востребованных фильмов основной программы фестиваля.
Задача Beat Weekend — дать возможность молодым зрителям по всей стране увидеть фильмы о новых культурных героях и кумирах поколений, премьеры которых состоялись на крупнейших международных фестивалях вроде Санденса и Берлинале, а создателям фильмов — показать свои работы в России настолько широко, насколько это возможно. Еще одна задача — рассказать о жанре музыкальной документалистики, который сегодня занимает все более важное место в современном кино.
Программа:
1 ноября в 21:00 - д/ф
Германия-США (2013 г.)
(16+)
Длительность: 80 мин.
Режиссер: Мэтт Вулф
В ролях: Джена Мэйоун, Бен Уишоу, Джулия Хаммер, Джесси Ашер
Teenage - это упоительная история молодежной культуры и настоящий визуальный гид по истории тинейджерства, которая, как выясняется, существовала не всегда и началась далеко не в 60-е. Вдохновленный одноименной книгой британского панк-писателя и критика Джона Сэвиджа, фильм дает голос молодым людям первой половины 20-го века из Америки, Британии и Германии –– от одержимых вечеринками юных представителей аристократической богемы (Bright Young People) и бунтующих немецких Swing Kids до идеалистов из Гитлерюгенда и самых настоящих бойскаутов (кстати, любимый актер Уэса Андерсона Джейсон Шварцман является продюсером фильма).
Построенный вокруг километров черно-белых архивов и любовно снятых на 8-милиметеровую пленку реконструкций при участии молодых актеров, Teenage говорит со зрителем не языком исторических фактов, а скорее поэтических образов и ощущений.
Режиссер фильма Мэтт Вулф пользуется методом, подсмотренным у своего соавтора Сэвиджа, написавшего хронику британского панка England's Dreaming и сценарий выдающегося документального фильма Joy Division, а именно: подобно тому, как панки 70-х рвали на части аккуратные одежды предыдущих эпох, скрепляя их наряды с новым смыслом при помощи булавок, Вулф пускает под нож километры архивных хроник, чтобы при помощи практически непрерывно звучащего в фильме саундтрека Бредфорда Кокса из группы Deerhunter рассказать совсем новую историю. Собственно, в этом и состоит одна из ключевых мыслей фильма ––образы юности прошлого обращены не только в прошедшее время, но и неотрывно связаны с настоящим и подчас ответственны за будущее.
Музыка: Bradford Cox (Deerhunter)
2 ноября в 19:00 - д/ф
Великобритания (1980 г.)
(16+)
Длительность: 103 мин.
Режиссер: Джулиен Темпл
В ролях: Джони Роттен, Стив Джонс, Глен Мэтлок, Пол Кук, Сид Вишес, Малкольм Макларен, Мэри Миллингтон, Ирен Хендл
Этим дерзким мокьюментари Джулиен Тэмпл дебютировал в кинорежиссуре. Сегодня «Великое рок-н-ролльное надувательство», вызвавшее в свое время немало споров и скандалов, само по себе образцовый документ эпохи, возвращающий нас во времена расцвета британского кинематографа, способного быть одновременно парадоксальным, насмешливым и проникновенным. Это вовсе не строгое свидетельство о взлете и падении великих Sex Pistols, а фантазия, которая сочетает анимационные вставки, исторический эпос, лукавые рассказы менеджера группы Малкольма Макларена об изобретении панк-рока и, наконец, уникальные записи выступлений группы. Основной материал снимался в начале 1978 года, то есть Тэмпл запечатлел уже переходный момент распада, начало конца. Собственно, ненавидящий Макларена Джон Лайдон (экс––Джонни Роттен) в фильме участвовать отказался и попадает в кадр только в хронике. Зато много Сида Вишеса, который, в частности, беззаботно исполняет здесь удивительный кавер на песню Синатры. Это сатирическое, почти фарсовое высказывание, но горечь ему придает то, что фильм ставит не просто точку в истории группы, но и таким странным карнавальным образом закрывает сами семидесятые годы.
Музыка: Sex Pistols.
2 ноября в 21:00 - д/ф
Великобритания (2013 г.)
(16+)
Длительность: 60 мин.
Режиссер: Френсис Уэйтли
Если суммировать количество обложек, простых упоминаний, проданных билетов на выставку David Bowie is в лондонском Музее Виктории и Альберта и то обстоятельство, что астронавт Крис Хэдфилд записал кавер-версию на песню Space Oddity в открытом космосе, то этот год безоговорочно проходит под знаком Дэвида Боуи.
Тем интереснее, что новый, первый за сорок лет документальный фильм "Дэвид Боуи –– Пять лет", посвящен совсем другому периоду его жизни, а именно пяти важнейшим годам в его карьере: 1971, 1975, 1977, 1981 и 1983. Используя редчайшие, никогда до этого не обнародованные архивные съемки, разговоры с его соратниками в диапазоне от Брайна Ино до Тони Висконти и слова самого Боуи, записанные на пленку, режиссер Фрэнсис Уэйтли, потративший на этот фильм больше 10 лет, создает уникальный коллаж, в котором отражаются все его лики и переломные моменты. Зигги Стардаст (в фильме есть момент, когда его аудиторию составляла визжащая Энжи Боуи и "двое мужчин с собакой"), знакомство с Энди Уорхоллом, берлинский период (накануне которого Боуи признавался, что "очень, очень обеспокоен" за свою жизнь) и наконец окончательный коммерческий триумф Let's Dance, в итоговом зачете уступивший только "Триллеру" Джексона и, по иронии, замышлявшийся в том числе из гуманистических побуждений: так, China Girl, сочиненная вместе с Игги Попоп, была перезаписана и выпущена на пластинке, чтобы помочь бедствующему тогда другу.
3 ноября в 16:40 - д/ф
Дания (2012 г.)
(16+)
Длительность: 65 мин.
Режиссер: Андреас Коефод
Фильм рассказывает о приключениях группы Efterklang в заброшенном угольном городке советского образца с романтическим названием Пирамида. Efterklang ищут звуки в опустевших домах города-призрака, пока полярник Александр делится обрывками своих воспоминаний, заснятых на старую киноплёнку. Пирамида была для него островом воплощённой советской мечты –– и свет от этой давно ушедшей иллюзии превращает биографию простого полярника в поэтичную сказку. Две истории накладываются друг на друга, создавая уникальное кино о музыке и о жизни вообще. «Призрак пирамиды» –– это фильм о том, как новые скандинавские мелодии рождаются на обломках советских иллюзий.
3 ноября в 20:10 - д/ф
Великобритания (2012 г.)
(16+)
Длительность: 125 мин.
Режиссер: Джулиен Темпл
Новая картина мастера музыкальной документалистики Джулиена Тэмпла ––возможно, его самая амбициозная и разносторонняя лента. Просмотрев 6000 часов архивных материалов, режиссер соорудил фильм - коллаж о Лондоне, сравнив свою работу с путешествием во времени. Он имел возможность соединить в одном повествовании первые кадры начала столетия, отрывки из пары десятков ключевых фильмов, хронику и собственные съемки. Получился не просто портрет города, но его биография, рассказ о том, как место и люди, в нем живущие, навсегда меняют друг друга.
Тэмпл улавливает исторические рифмы и закономерности, увязывает культуру с социальными событиями (мировые войны, правление Тэтчер, недавние погромы), словом, пишет настоящую симфонию города. И, конечно, это не энциклопедическое высказывание, а очень личное и пристрастное. Здесь нет штампов, но обошлось и без удушающего страха показаться банальным: фильм начинается с песни TheClash London Calling и завершается под Waterloo Sunset The Kinks, и не найти ему обрамления точнее.
“Поскольку все наши фильмы так или иначе посвящены музыке и никак кроме как на нашем фестивале на большом экране не увидишь, то мы всегда руководствовались логикой музыкальных промоутеров: каждый наш показ — это уникальное коллективное переживание. Как концерт. Поэтому люди сплошь и рядом реагируют соответствующе: кто-то прямо в кинозале начинает танцевать, кто-то — отбивать ногами ритм в такт тому, что звучит на экране. Что, впрочем, не отменяет того, что это прежде всего кино — причем кино абсолютно зрительское, ничем не уступающее игровому, как по степени профессиональности, так и в том, что касается драматургии”, — говорит программный директор фестиваля Кирилл Сорокин.